Дом Детского Творчества
Каждый ребёнок- талантливВоспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков. В 90-х годах прошлого столетия эта проблема была поставлена в нашей стране, как государственная. Остроактуальными стали не только теоретические вопросы одарённости и способностей, но и практические проблемы, связанные с образованием и воспитанием одарённых детей. Исследование проблемы одарённости в дошкольном детстве, начиналось в лаборатории развития способностей научно-исследовательского института дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера, проводилось изучение музыкальной одарённости. Практика музыкального воспитания дошкольного возраста показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для дополнительного образования. Приступая к организации работы в коллективе с одаренными детьми ставится ряд проблем: 1. Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью; 2. Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей; 3. Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами учреждения. дополнительного образования. 4. Объект исследования – педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста. 5. Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников. Основной задачей программы является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте; Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса; подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности.
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
5. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
6. Организовать просветительскую работу с родителями по вопросам взаимодействия с музыкально- одаренными детьми.
Методические принципы Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии
Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:
Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, потешек, разучивание народных игр и хороводов)
Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания
Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и педагог становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально-одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала. Реализация программы осуществляется в следующих направлениях: - Работа с детьми, - Работа с родителями. Участниками программы являются воспитанники дома детского творчества школы раннего развития «Мозаика» и их родители. Программа рассчитана на 2 года обучения. Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ребёнок выполняя какое- либо задание только для того, чтобы его не ругали, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно, и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт значительно превышает первоначальный замысел, поэтому можно говорить о том, что имело место "развитие деятельности". Если последнее происходит по инициативе самого ребенка, то это и есть творчество. В таком контексте понятия "одаренность" и "творческая одаренность" выступают, как синонимы и второе не рассматривается в качестве особого, самостоятельного вида одаренности, не является отдельной модальностью, а характерно для любого вида труда. Условно говоря, "творческая одаренность" - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития. Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. В соответствии с критерием "форма проявления" различаются - явная и скрытая одаренность. Первая обнаруживается достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка очевидны, и педагог может адекватно оценить "зону ближайшего развития" и правильно наметить программу дальнейшей работы с ним. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений о ее отсутствии. Ребенка могут отнести к числу "неперспективных" и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие дети добиваются высочайших результатов. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы их проявления. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства Что мы знаем о детстве? В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается неопознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо отмечает Я.Корчак: «Мы детей не знаем... Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой — уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой — хрупкость, неуравновешенность, утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым» Почему так важно знать современные концепции самооценности детства и какова их роль в решении задач музыкального воспитания и развития ребенка- дошкольника? Постижение смысла феномена детства и его самооценности, т. е. понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, — важнейшая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, в том числе задачи музыкального воспитания и развития, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком. Концепция Д. И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно. Функционально: детство — объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно: детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального. Блестящее отражение данная концепция находит в концепции III. А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им. Детство — это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Р. М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств. «Ребенок — это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание. «Ребенок — это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях. Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более закономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника. Что же такое способности и кого называют способным? Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности. У конкретного человека, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным. Специальные способности — это варианты проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Так, например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как восприятие, память, представление, воображение, мышление и психомоторные способности. Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности. Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма. Итак, существует три основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его .
Однако музыкальность не исчерпывается выделенными способностями, так как в ее структуру входят музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др.
К общим музыкальным способностям современные исследователи (К. В. Тарасова) относят: • эмоциональную отзывчивость на музыку; • познавательные музыкальные способности — сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и музыкальную память. Педагогу важно понять, что музыкальные способности ребенка — это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» . Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий» .Об этом же говорит А. Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию. Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся: • проявление музыкальной впечатлительности малыша; • характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее; • потребность в музыкальных впечатлениях; • проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).
Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности. На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка. Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей. К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко—тихо, быстро — медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность. В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения. Следующий, шестой, год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора — его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника. Выявление музыкально одаренных детей Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой (пением) признавалось всегда. Поэтому задолго до рождения научной экспериментальной психологии практика диагностики музыкальных способностей уже имела свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств. Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте- У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов). Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная Связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы (Б.М. Теплов). Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один- два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и голоса. Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями развитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительность движений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма), только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений. Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б.М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей. Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения. Составляя программу педагогического наблюдения выделила в ней следующие этапы.
1. Определение объекта педагогического наблюдения;
2. Постановка цели;
3. Определение предмета – единицы наблюдения.
4. Определение сроков проведения педагогического наблюдения.
5. Проведение процедуры наблюдения
6. Анализ полученных результатов
Объект педагогического наблюдения – музыкальность дошкольников; Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности; Предмет наблюдения (единицы наблюдения): Выраженное стремление к музыкальной деятельности Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене Педагогическое наблюдение проводилось на базе дома детского творчества в декабре 2010 года среди детей 5-6 лет, а так же сентябре 2011 года детей 6-7 лет. Ниже приведены результаты педагогического наблюдения.
В сентябре 2010 года получили такие результаты:
Среди детей 5 лет выявлено 6 человека со значительно выраженной музыкальностью, что составило 30 % от числа всех детей. Среди 6 лет свои способности показали 40 % детей, то есть 8 человек. В мае 2011 года провели следующее диагностирование музыкальных способностей и получили такие результаты. За рабочий период у детей 6-7 лет заметно выросли музыкальные способности.
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах. С детьми организована кружковая работа в детском объединении «Домисолька». Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в учреждении дополнительного образования являются теоретические труды исследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б,М, Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю.Б.Алиева, А. Н. Зиминой. В этих работах представлены решения теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества. Работы этих авторов так же являются теоретической основой для организации педагогического сопровождения музыкально одаренных детей, для построения индивидуальной работы с ними. Технологическим условием педагогического сопровождения музыкально- одаренных детей является организация дифференцированного подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников. Прежде чем представить особенности работы с одаренными детьми важно отметить, что основным содержанием музыкального воспитания таковых детей является реализуемая программа дополнительного образования «Домисолька». Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел. Музыкальное воспитание осуществляется в следующих формах: 1.Музыкальное занятие 2. Развлечения 3. Вечера досуга 4. Самостоятельная игровая деятельность
Музыкальное занятие проводится в группах по следующей структуре: 1. Музыкальное приветствие 2. Музыкально-ритмическое движение; 3. Развитие чувства ритма, музицирование; 4. Музыкально- пальчиковая гимнастика; 5. Слушание музыки; 6. Работа над дикцией, Распевание. 7. Пение; 8. Пляски, игры, хороводы; 9. Музыкотерапия.
Музыкальное приветствие исполняется по трезвучию, в начале педагог, а затем дети. В музыкально- ритмические движения входят различные элементы танцев, которые затем используются в театрализация песен и различных музыкальных номеров. В раздел развитие чувства ритма входят игра на детских музыкальных инструментах различных потешек и песен в народном стиле. Музыкально- пальчиковая гимнастика включает в себя пальчиковые игры с пением и музыкальным сопровождением. Раздел «слушание музыки»- это знакомство с различными музыкальными произведениями известных композиторов. Следующий раздел – работа над дикцией, включает в себя скороговорки, упражнения для ротовой полости, работа с дыханием, а затем переходящее в распевания различных попевок, основанном на играх. В раздел пение входит работа над песней. Знакомство и прослушивание музыкального номера, разучивание слов, правильная расстановка дыхания, расстановка фраз и работа над интонированием. В раздел: пляски, игры, хороводы входят разучивание небольших миниатюрных танцев и хороводов или подвижные игры. Завершается занятие музыкотерапией. Музыка- восстанавливает слаженность всех процессов, возвращая душевное равновесие, способствует нормализации артериального давления, уменьшает болевые ощущения, укрепляет волю, регулирует работу сердца. Определенные ноты влияют на определенные органы: звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы; ре – на желчный пузырь и печень; ми – на органы зрения и слуха; фа – на мочеполовую систему; соль – на функции сердца; ля – легкие и почки; си – на функцию энергообмена, согревая тело. Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие – с верхней (головой). Сердце музыкотерапии. В основе музыкотерапии лежит несколько видов воздействия: Психо-эстетическое – возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд. Физиологическое – с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма. Вибрационное – звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне. На этой расслабляющее нотке заканчиваются наши занятия.
Особенности взаимодействия с музыкально одаренными детьми. Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения, ведение музыкального паспорта ребёнка. Наблюдение ведется по разработанной программе. Результаты наблюдения – наличие или отсутствие того или иного параметра, фиксируются в протоколе. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальности ребенка. Музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной. Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания. Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности в программе предусматривается индивидуальные занятия. Реализация дополнительной образовательной программы детского объединения «Домисолька» ведется по двум направлениям – участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и областном уровнях;
– подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в Доме Детского Творчества. Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Работая с одаренными детьми мы всегда оставляем место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности. Материально-технические условия организации педагогического сопровождения музыкально-одаренных детей не многим отличаются от условий организации музыкального воспитания всех воспитанников. К ним относится, прежде всего, предметно-развивающая среда в которой протекает воспитательный процесс. Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в Дополнительном образовании. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Представим предметно развивающую среду, созданную в нашем Доме Детского Творчества согласно позициям В.А. Петровского. «Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми» . В.А.Петровский определяет следующие принципы построения развивающей среды:
- дистанция, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
- активность - реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
- стабильность-динамичность среды - направленность условий на изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;
- ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- эмоциогенность среды - индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
- эстетическая организация среды - сочетание привычных и неординарных элементов;
- тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
- учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Всем известно, что мир предметов окружающий ребенка может иметь колоссальное значение в развитии личности. Выражение «Даже стены могут воспитывать» так же применимо и к музыкальному воспитанию. Светлый просторный, эстетично оформленный музыкальный зал, это своеобразный храм искусства, музыки, который может вдохновлять к творчеству. Цвет его стен и штор гармонично сочетаются. Современное музыкальное оборудование. Для эффектности того или иного номера детей необходимо использовать хорошо подобранные и качественно исполненные костюмы. За последние несколько лет костюмерная Дома Детского Творчества значительно пополнилась новыми атрибутами и костюмами для детей. Кабинет оснащен детскими музыкальными инструментами, шумовыми инструментами. Изготовлены маски различных персонажей. Имеются в наличии яркие тематические иллюстрации и портреты композиторов, методические карточки. Все материалы систематизированы. Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями или законными представителями. Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:
Выявить интересы и предпочтения родителей;
Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;
Узнать семейный опыт,
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.
3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек. Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни, музыкально- пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.
Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. Выше сказанное будет справедливо и по отношению к одаренным детям. Более того, родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для таких родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания» , «Музыкальное воспитание» В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.
Заключение Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день. Практика музыкального воспитания в дополнительном образовании показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:
Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров. В результате реализации данного проекта ожидаем результаты:
1. Воспитанники Дома Детского Творчества с выявленными задатками музыкальности реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, (праздничные программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованных на учрежденческом, муниципальном и областном уровнях.
2. Педагог и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала.
Литература
«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
«Основы дошкольной педагогики» /Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980.
«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.
Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Готсдинер А. Музыкальная психология. — М., 1993.
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений. – М.: Академия, 2000.
Зеньковский В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995
Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993, № 4.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, Серия «Ладушки» - «Композитор», Санкт-Петербург, 1999 г.
Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия равзития, 1997.
Петровский В.А., Кларина Л.М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование в России. - М., 1993.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.
Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. – М., 1994.
Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М., 1961.
Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I
Шадриков В. Способности человека. — М., 1997.
Юдина Е., Егошина В. Первые шаги к творчеству //Дошкольное воспитание, 1991, № 8
3 января 2014 в 18:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.