Дом Детского Творчества

Музыкально- пальчиковая гимнастика

 Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.

Задача каждого педагога ввести детей в мир искусства, в моём случае в мир игры и музыки, увлечь за собой. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей. На своих занятиях я проверяю это психологическим тестом: перед занятиями предлагаю выбрать каждому ребёнку кружок любого цвета, какой ему понравится и положить в свой конвертик. То же самое проделываю в конце занятий, а затем анализирую. В большинстве случаев, если ребёнок в начале занятия положил кружок тёмного цвета, то в завершении урока он кладёт яркий кружок. Делаю для себя вывод - его настроение улучшилось.

Музыкальное развитие концентрирует внимание, память, восприятие, воображение. Занятия включают в себя несколько видов деятельности: слушание музыки, музыкальная грамота, подготовка к пению (работа над голосовым аппаратом, над дикцией, над звукообразованием, работа на дыхание и работа со скороговорками), пение, игра на народных инструментах, музыкально – ритмические импровизации, музыкально – пальчиковая гимнастика. На ней хотелось бы остановиться поподробнее.

Однажды после занятий меня спросили, зачем я занимаюсь пальчиками. Пели бы песни и пели.  Когда я только начинала заниматься пальчиковой гимнастикой, стала замечать, что появяется интерес у детей не только к этим потешкам и играм, а ко всему занятию, особенно к народным играм.  Игра – это основной вид деятельности, поэтому игровые приёмы стали основными в моей работе.

О роли игры в развитии дошкольника  написано очень много. Значительный вклад в теорию детской игры в нашей стране был сделан учениками и последователями Л.С.Выготского, одна из заслуг которого состоит в том, что он связал ключевые вопросы детской игры с проблемой психического развития дошкольников: «…Игра - источник развития и создаёт зону ближайшего развития… По существу… через игровую деятельность движется ребёнок».

Среди разнообразных игр, одно из ведущих мест по праву принадлежит играм, созданным на народном материале, играм-забавам. В этих играх отражаются веками складывавшиеся отношения между людьми, что определяет их огромное воспитательное значение. Кроме того, в них есть тот богатейший материал, который с незапамятных времён использовался в народной педагогике, то есть фольклор.

Все помнят, как в детстве, потом и сами, став родителями, играли со своими детьми в такие игры, как «Сорока – белобока», «Водичка, водичка умой моё личико», «Коза рогатая» и многие другие.

Русский народ – мастер на всякого рода присказки, прибаутки, пословицы, поговорки. Созданный им язык изобилует образными разговорными формами, и это богатство родного языка, традиций, жизненного уклада, житейских заповедей может быть донесено до детей с помощью народных игр и музыкально – пальчиковых игр – потешек.

Потешка – это жанр устного народного творчества. Можно сказать, что потешка – это весёлая народная школа для детей.

Всё в мире подчинено определённым ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своём ритме. На этом, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят «здоровый ритм» и подстраивают под него больной орган. Современный человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками. Приговорки, пестушки и потешки, пальчиковые игры– это своего рода маятник, который устанавливает ритм и помогает включиться в общий энергетический поток земли.

Изучение и анализ народных  и пальчиковых игр позволяют сделать удивительный вывод: они точно соответствуют законам физического, интеллектуального, музыкального и эстетического развития ребёнка и составляют своего рода систему, сопровождающую маленького человека с момента рождения и до вступления в самостоятельную жизнь. Народные и пальчиковые игры как средство воспитания подрастающего поколения получили самую высокую оценку со стороны таких выдающихся педагогов, как К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.А. Симонович, П.Ф. Каптерев. «Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное средство – задача педагогики». А известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Народные и пальчиковые игры в жизни детей дошкольного возраста играют весьма существенную роль. Содержащийся в них фольклорный

материал способствует овладению родной речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, народных игр, дети развивают память, внимание, воображение, мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, музыкальный и ритмический слух. Развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением.

Короткий текст потешек легко усваивается детьми. Динамичность, образность вызывают желание двигаться. Я попыталась сама соединить текст потешки и музыку, получаются музыкальный мини-театр, в котором работают руки, пальчики, голос и мозг.

Сначала разучиваются потешки с движениями пальчиков и рук, а затем на любую знакомую или несложную мелодию пропевается эта потешка, например:

На горе мы видим дом ( Руками изображаем гору и крышу дома)

Много зелени кругом (Рисуем руками круг)

Вот деревья, вот кусты  (Показываем высоту деревьев и кустов)

Вот душистые цветы  (Двумя руками показываем раскрывшийся цветок)

Окружает всё забор (Рисуем круг и показываем «решётку» из пальцев)

За забором чистый двор (Ладонью как-бы вытираем стол - туда и обратно)

Мы ворота открываем  (Из ладошек делаем закрытые ворота, а потом их открываем)

К дому быстро подбегаем (Изображаем указательным и средним пальцами,  как бегут пальчики )

В дверь стучимся: тук, тук, тук (Об левую ладонь правым кулачком стучим)

Кто-то к нам идёт на стук (Подносим правую ладонь к правому уху и слушаем)

В гости к другу мы пришли и подарки принесли (Протягивание вперёд обе руки).

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего  тела. Они способны развить музыкальный слух, улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

Кроме того, целью занятия по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга  возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря  «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняет эмоциональное напряжение, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. А в Японии широко используются грецкие орехи для пальцев и ладоней.

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Каждая игра или потешка должна на каждом занятии повторяться от двух до четырёх раз, не более.

Содержание материала.

Возраст 3-5 лет

 

Музыкально-пальчиковая гимнастика «Ворон».

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду  (Имитация игры на трубе)

Сидит ворон на дубу (Машут руками как крыльями)

Он играет во трубу во серебряную. (имитация игры на трубе)

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Барашки».

Барашеньки, крутороженьки (изображают пальцами мордочку барана, руки в кулачках, указательный палец и мизинец выставлены вперёд и  загнутые, изображая рога)

По лесам ходили, по дворам бродили (обеими руками изобразить, как  ходят)

В скрипочку играли (показывают игру на скрипке)

Ваню потешали (4 хлопка)

А совища из лесища (соединяют указательные и большие пальцы рук и изображают глаза)

Глазищами хлоп-хлоп (руки на уровне глаз, делают взмахи ладошками)

А козлище из хлевища (изображают рога обеими руками)

Ножищами топ-топ! (ладошками по коленам)

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Тень тень потетень»

Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)

В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются )

В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)

Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)

Она репу печёт (изображая, как лепят пироги)

По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую  ладонь)

Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)

Себе нос обжёг! (закрыть нос руками).

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Лебёдушка»

Вдоль по реченьке  лебёдушка плывёт (левая рука в горизонтальном положении  изображает речку, а правая изображает лебедя.  Правая рука до локтя находится перпендикулярно левой. Правая ладонь – голова лебедя. При исполнении песенки, ладони делают волнообразные движения)

Выше бережка головушку несёт (то же, что и первая строка, но руки поменять).

Белым крылышком помахивает  (соединяются большие пальцы обеих рук, изображая крылья и машут ими).

На цветы водичку стряхивают (движения, как будто стряхиваем водичку с пальцев)

Музыкально – пальчиковая игра: «Зайчики»

Жили – были зайчики (Средний и указательный палец вверх, остальные пальцы соединить)

На лесной опушке. (Развести руки в стороны).

Жили - были зайчики (Повторить 1-е движение)

В беленькой избушке. (Руки «домиком» над головой)

Мыли свои ушки, (Имитируют движения)

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики (хлопки)

Надевали тапочки (скользящие движения рука об руку)

Музыкально-пальчиковая игра «Улитка».

Улитка, улитка, (вращают кулачками)

Покажи рога (выставляют два пальца)

Дам тебе улитка (протягивать руки вперёд)

Кусочек пирога (ладони сложить лодочкой)

Пышки, ватрушки (соединить пальцы в кружок)

Сдобные лепёшки (имитация лепки пирожков)

Улитка, улитка (вращение кулачками)

Высуни рожки. (выставляют средний и указательный пальцы)

Музыкально-пальчиковая гимнастика «Цветок»

Наши алые цветки распускают лепестки (Ручки сжаты в кулачки и соединены в запястье, и поочерёдно открываются каждый палец)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (плавно машем пальчиками)

Наши алые цветки закрывают лепестки (поочерёдно закрываются каждый палец в кулачки)

Ночка наступает, цветочки засыпают (кулачки опускаются вниз).

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Козочка».

Тупы, тупы козочка (ладошки в кулачках, бьют друг об друга, затем изобразить рога обеими руками)

Выбежала козочка (по левой руке пробежать пальцами правой руки)

На заре (ладони соединяются перпендикулярно внутренней стороной друг к другу. Правая рука тыльной стороной к себе, пальцы растопырены, изображая восходящее солнце)

И топтала ножками мягкий луг (кулачком правой руки ударить об левую ладонь и наоборот – всего 6 раз)

И бодала рожками всех подруг. ( показать рожки указательным пальцем и мизинцем)

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Кораблик».

По реке плывёт кораблик  (ладошками  сделать лодочки)

Он плывёт из далека. (раскачивать ими)

На кораблике четыре (показывают одной рукой 4 пальца)

Очень храбрых моряка ( большой палец выставить вверх, в кулачке)

У них ушки на макушке (Показать ушки)

У них длинные хвосты (ведём рукой от нижней части спины волнообразно вверх)

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты! (Показать лапки с коготками).

Музыкально- пальчиковая гимнастика «В лесу»

Ветер дует нам в лицо (Машут ручками себе в лицо)

Закачалось деревцо. (Руки вверх и плавно качаем руками и перебираем пальчиками)

Ветерок всё тише,тише. (постепенно опускаются ручки вниз)

Деревцо всё выше, выше (постепенно руки поднимаются вверх)

Как на горке снег, снег. (руками вырисовываем полукруг, изображая горку, затем 2 хлопка)

Как под горкой снег, снег (Рисуем руками полукруг, изображая яму, опять 2 хлопка)

А под снегом спит медведь (ручки сложить и изобразить спящего)

Тише, тише не шуметь. (Пальчик к губам).

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне, (Руки вверх, ладони прижаты друг к другу, разводим пальцы, слегка округлив)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Разводим пальчики)

Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмичное движение пальцами вместе и врозь)

Дружно дают под землёй корешки. (Ладони опускаются вниз, и тыльной стороной прижимая  друг к другу, пальцы разводим)

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Заяц и кочан капусты».

Встал зайчишка рано, (правая ручка в кулачке, пальцы указательный и средний вверх, образуют мордочку.

Вышел на поляну (левая рука- поляна, правой рукой идём пальцами по левой)

И большой кочан нашёл (Левой рукой показываем кулачок)

Стал зайчишка с хрустом, грызть кочан капусты

Хруст, хруст, хруст, хруст…( правой рукой изображаем зайца, а левой кочан. Заяц грызёт кочан)

Съел, свалился под куст. (левая рука растопыренными пальцами вверх, изображая куст, а правая в кулачке, падает около запястья левой руки)

И уснул. (ладошки сложить, изображая спящего)

Проснулся, сладко потянулся (Потягиваются, руками вверх, с усилием растопыриваем пальцы)

А домой добрался, долго отдувался! ( показать, как заяц движется по левой руке)

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Белка».

Сидит белка на тележке, ( рука сжата в кулачок, указательный палец и мизинец подняты вверх и немного согнуты, изображая мордочку белки)

Раздаёт она орешки (руками показывают в разные стороны)

Лисичке – сестричке (левая рука в кулачке и отгибается большой палец, правой рукой изобразить мордочку белки и кланяются левой руке при каждом названии зверей)

Воробью. (указательный палец отгибается)

Синичке (большой палец отгибается)

Мишке толстопятому, (безымянный палец отгибается)

Заиньке усатому (мизинец)

 

Эти пальчиковые гимнастики обязательно играются 2 раза с разных рук. Сначала правая рука изображает животного, а левая остальные предметы, а затем руки меняются. Эти игры направлены на развитие умения координировать движения пальчиков правой и левой руки, а также на развитие умения разгибать по очереди правой и левой руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание материала для детей 5-7 лет.

В этом возрасте детей можно привлекать к активному, творческому виду деятельности, предлагая ребёнку придумывать к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, придумывать мелодии. Если даже у детей это получается не очень удачно, их следует хвалить, поощрять.

Музыкально- пальчиковая гимнастика (музыка Андрея Варламова на песню «Спляшем Ваня»)

У Пегги жил весёлый гусь. (правой рукой изображают гуся)

Он знал все песни наизусть (левой рукой изображают гуся)

Ах, до чего ж весёлый гусь! (двумя руками изображают гусей)

Спляшем, Пегги, спляшем! (хлопают в ладоши).

У Пегги жил смешной щенок, (правой рукой изображают «собаку»)

Он танцевать под дудку мог. (левой рукой изображают «собаку»)

Ах, до чего ж смешной щенок! (двумя руками)

Спляшем, Пегги, спляшем! (хлопают по коленкам)

У Пегги старый жил козёл, (изображают указательным пальцем и мизинцем рога правой рукой)

Он бородой дорожки мёл, (то же левой рукой)

Ах, до чего ж смешной козёл! (двумя руками)

Спляшем, Пегги, спляшем! (топают ногами)

У Пегги курочка жила, (правая рука – указательный и большой палец соединены - клюв, а остальные изображают- гребешок)

Она яичко нам несла, (то же с левой руки)

Ах, что за курочка была! (двумя руками)

Спляшем, Пегги, спляшем! (пританцовывают).

Для этой гимнастики можно придумывать самим персонажи.

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Ветер».

Ветер дует, задувает,(кисти рук прижаты друг к другу, пальцы растопырены- крона пальмы.)

Пальму в стороны качает (раскачивая руками в разные стороны)

А под пальмой краб сидит (ладони лежат на столе, либо на коленях, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены – клешни)

И клешнями шевелит (шевелить пальцами)

Чайка над водой летает, (ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в сторону- крылья, машем ими)

И за рыбками ныряет. (ладони сомкнуты и чуть округлены, выполняется волнообразные движения)

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне. (ладони основаниями прижаты дуг к другу. Пальцы согнуты (зубы). «открываем и закрываем рот» крокодила)

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Гномы».

Утром гномы в лес пошли, (пальчиками правой руки идём по левой ладоне)

По дороге гриб нашли (левая рука в кулаке, правая ладошка накрывает сверху левый кулак)

А за ним–то  раз, два, три, (поочерёдно меняются руки, то левая рука в кулаке, то правая)

Показались ещё три (показываем правой рукой три пальца).

И пока грибы срывали, (обхватывают по очереди правой рукой левый кулак, то левой рукой правый кулачок)

Гномы в школу опоздали (руки к щекам, горестно покачивая головой)

Побежали, заспешили (пальчиками левой руки бегут по правой ладошке)

И грибы все уронили (хлопок и руки развести в разные стороны)

Динь- дон, динь- дон, динь- дон, динь- дон (наклоны головой)

Гномы строят новый дом ( ударить кулачком о кулачок)

Красят стены, крышу, пол (руками, как кистями, изображают движения маляров, красят сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом, (метут метлой)

Мы к ним в гости придём ( идут пальцами правой руки по левой ладошке)

И подарки принесём (вытянуть руки вперёд)

На пол мягкую дорожку расстелили мы к порожку (двумя руками от груди плавно вытягиваются руки вперёд)

Две подушки на диван (сложить руки ладонями вместе – сначала под одну щеку, затем под другую)

Мёду липового жбан (руки округлить и вытянуть перед собой).

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Домик»

Под грибом  шалашик-домик, ( левая рука в кулаке, правая рука накрывает левую как шляпка гриба, соединяем ладошки домиком)

Там живёт весёлый гномик. (руки соединены в запястье, ладошки расрыты, основаниями ладошек дотрагиваемся до подбородка)

Мы тихонько постучим (стучим прававым кулачком об левую ладошку)

В колокольчик позвоним (правая рука как – бы обхватывает мячик, кончиками пальцев вниз и качают рукой)

Двери нам откроет гномик (две ладошки соединены большими пальцами, тыльной ладонью к себе, раскрываются)

Станет звать в шалашик – домик.( двумя руками как -будто зовут, дальше показывают крышу)

В домике досчатый пол, (ладошки опускаем вниз, ребром прижаты друг к другу).

А на нём – дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускаем прямую ладонь правой руки)

Рядом стул с высокой спинкой, ( направляем левую ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляем кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе тарелки с вилкой. (ладонь левой руки направлена кверху, изображая тарелку, правая рука – изображает вилку, ладонь направлена вниз, 4 пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони)

И блины горой стоят (ладошки по очереди ложатся друг на друга, тыльной стороной  вверх и постепенно поднимаются, изображая гору)

Угощенье для ребят (руки вперёд как бы угощая)

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Гроза».

Капли первые упали (слегка стучим двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков всех распугали. (внутреннюю сторону ладони опускаем вниз, пальцы слегка сгибаем и перебираем ими, показывая как разбегаются пауки.)

Дождик застучал сильней, (стучим по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей (скрестив руки, ладони соединяем тыльной сторой , машем пальцами сжатыми вместе)

Дождь лил как из ведра.(сильнее стучим по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора (указательные и средние пальцы обеих рук изображают человечков разбегающихся)

В небе молния сверкает (рисуем в воздухе молнию)

Гром всё небо разрывает. (барабаним кулаками по столу)

А потом из тучи солнце (ладони скрещиваются, пальцы растопырены)

Вновь посмотрит нам в оконце (касаемся указательными и большими пальцами обеих рук друг об друга)

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Барашки».

Захотели утром рано (протираем глаза двумя руками, потягиваются)

Пободаться два барана («бодаются» кулачок о кулачок)

Выставив рога свои, (обеими руками показываем «рога» указательным пальцем и мизинцем)

Бой затеяли они (скользящие удары рука об руку)

Долго так они бодались, («бодаются» кулачком о кулачок)

Друг за друга всё цеплялись  (ладошки обхватывают друг друга)

Но к обеду, вдруг устав, (дотрагиваются до живота, затем кулачком правой руки под подбородок)

Разошлись, рога подняв. (пальчиками обеих рук расходятся в разные стороны, делаются «рога» указательным и мизинцем обеих рук)

Музыкально- пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»

Это что ещё за куст? (руки перед грудью в замке)

Это что ещё за хруст? (руки выпрямляются, но соединены основаниями  ладоней и кончиками  пальцев. Дети издают звук языком или горлом)

Как же мне без хруста, если я капуста. (делается кольцо из рук над головой)

Мы капусту рубим, рубим («рубим капусту» на воображаемом столе)

Мы капусту солим, солим (обе руки сложены щепотью и «солят»)

Мы капусту мнём, мнём (сжимаем и расжимаем кулаки)

А морковку трём, трём (трём ладони друг об друга – держа руки на уровне груди)

Пе-ре-ме-ши-ва-ем! (перемешиваем в горизонтальной плоскости)

В бочки плотно набиваем (ладонь на ладонь «уминаем» капусту)

И в подвалы составляем (ладонь на ладонь с хлопком)

Эх, вкусная капуста! (гладим себя по животу).

Многие игры можно играть не только пальчиками, но и всем корпусом, придумывая различные движения. Детям это тоже очень нравится. Также это хорошая разминка для всего организма.

В двадцатые годы прошлого века русский этнограф М.С.Андреев, путешествуя по разным странам, с удивлением писал, что игры-потешки, очень похожие на русскую «Сороку-белобоку», встречаются у многих других народов.

На занятиях мы также начали изучать английскую пальчиковую гимнастику. В английском фольклоре каждый палец руки, как всякий уважающий себя джентельмен, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности.

Petter-Рoint – Питер-указка (указательный палец)

Tobbi –Tell –Длинный Тоби (средний палец)

Rubbi –Ring – Руби с кольцом (безымянный палец)

Beby – Small – Малютка (мизинчик)

Tommy –Thumb –Большой Том, «Сам» (большой палец)

Английская музыкальная – пальчиковая гимнастика «Весёлая семейка» – «Heppy Family»

Petter – pointer,Petter – Pointer,

Where are you?

Here are I am, here are I am.

How do you do?

 Первая строка в этой игре заменяется на каждый палец. На слова третьей строчки каждый названный палец «выскакивает» из кулачка и кланяется.

This the father,so strong and stout,

This the mother with children  all about,

This is the brother so tell you see,

This is the sister with her dolly on her knee,

This is the beby still to grow,

And this is the femily, all in row.

Эти стишки потешки очень похожи на варианты русских стишков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Е. Черникова Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИДРИПОЛ классик», 2008.

2. Белкина В.Н. Васильева Н.Н. и др. Дошкольное обучение и развитие. Воспитателям и родителям.- Ярославль: «Академия развития», 1998.

3. И.Шакирова Музыка в сказке. Книга для детей и взрослых. – М.: «Лист» - 2000.

4. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Чудеса для малышей.- Ярославль: Академия развития, 2007.

5. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.

6. Габчук Е.А. А унас сегодня праздник- Ярославль: Академия развития: Академия Ко» - 2002.

7. Часы весёлых затей/ ред.- сост. Л.И. Жук.- мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2000.

8. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники: Сборники.- М.: Лабиринт – Пресс, 2000.

9. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников. Открой себя» - М.: Линка – Пресс, 2000.

10.  журнал «Музыкальный руководитель» выпуски 2008-2009.

 

 

 

 

4 января 2014 в 06:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.